Чем больше людей в группе, тем больше в её поведении инстинктивного, обезьяньего. А это, в частности, означает, что на время выступления вы занимаете место вожака. Лидера (даже если вы прекрасная дама), доминанта и т.п.
Как минимум, это означает, что заявленную роль вы играете качественно. Люди должны чувствовать: вы знаете своё дело, они в надёжных руках, всё идёт по плану.
С одной стороны, это вопрос развития личной силы, поскольку мямлить и пугаться перед аудиторией "смерти подобно". С другой же - это просто вопрос
качественной подготовки к выступлению. Поэтому, чтобы люди думали, что вы знаете, что делать, вы должны именно знать, что делать.
До тех пор, пока вы не облажались как лидер, вы можете говорить, и
вас будут слушать, не перебивая.
И до тех пор, пока вы с этой ролью справляетесь, вам будут внимать, а вы можете вещать.
Следующая сложность, связанная с выступлениями на публике:
их много, и они все разные. Все эти люди почему-то оказались здесь. Так что общее у них есть, и не учитывать его в своём выступлении просто нельзя. Выявляем (если не очевидно) и меняем речь (если не сделали заранее) под специфику данной конкретной аудитории.
Это может быть профессиональный жаргон, общие ценности, общие же враги, известные слушателям факты, знакомые им люди, частые для всех них проблемы и т.д. Пользуемся, ссылаемся, озвучиваем. Всё, что их объединяет, в дело!
Второй момент - вы не можете оставить эмоции на волю случая.
Эмоции надо внушать! Только тогда вы превратите группу в единый организм. Предсказуемый и управляемый. И связывать воедино его будет именно общее эмоциональное поле.
Традиционно рекомендуют уделять каждому слушателю по паре секунд зрительного контакта за раз, но при сканировании важно выяснить всего две вещи:
- Не выпадает ли человек из внушаемого эмоционального фона?
- Нет ли признаков несогласия или непонимания?
Если всё в порядке, мы продолжаем сканировать зал. В противном случае у нас появляется повод адаптировать свою речь, чтобы "подобрать упавшего за борт".
Адресное внушение эмоции, более детальное объяснение, разбор возможного возражения. Если вы заметили несогласие быстро, обнаружить спорный пункт не составляет труда.
Проблема возможна только тогда, когда появляется сектор зала, куда вы давно не заглядывали. Так что растягивайте внимание на всю аудиторию и сканируйте каждый её уголок.
Если слушателей меньше десятка, эта закономерность не так заметна. Но чем больше народу вас слушает, тем меньше мы можем взывать к интеллекту и больше приходится обращаться к эмоциям.