..
То, ЧТО мы говорим воздействует на сознание слушателей. А то, КАК мы это делаетм воздействует на подсознание.

Позы оратора. Куда деть руки во время выступления?

ораторское искусство
ораторское искусство
У Вас никогда не будет второго шанса, произвести первое впечатление

Основная стойка оратора

Это главная стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене. После начала выступления можно время от времени от нее отходить, но важно не забывать возвращаться.
Ноги на ширине плеч. «Ножки вместе» смотрятся изящно, но когда вы начнете говорить, неизбежно почувствуете некоторую неустойчивость - площадь опоры слишком мала. Если ноги, наоборот, шире плеч, это устойчиво и удобно, но выглядит угрожающе - человек занимает больше пространства, чем ему необходимо.
Прямая осанка. Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Когда человек волнуется, он интуитивно сжимается и съеживается, чтобы стать незаметным в минуту опасности. Если на сцене публика увидит сутулого человека, то создастся именно такое впечатление. Очень важно продемонстрировать на публике уверенность и лидерские качества, в чем поможет и правильная осанка в том числе. Тренироваться можно с книгой на макушке.
Передняя нога на полступни вперед. Вес тела переносим на 60 процентов на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Зачем нужен этот вектор вперед? Такое положение тела считывается публикой как готовность на диалог, готовность идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения. Если наклон будет назад, то будет ощущение, как будто бы публика отталкивает оратора, и он делает шаг назад. Вектор вперед – оратор идет навстречу людям и готов к диалогу!
Руки брошены вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Никакой суеты в руках, они расслаблены. Зрители воспринимают это положение рук как отсутствие угрозы, как уверенность в себе и в своей правоте.
Избавиться от суеты в руках на тренировках помогает использование тяжестей во время речи. Можно исключить суету солидными книгами, гирями или другими тяжелыми предметами.
Учтите, что руки брошены вдоль корпуса только в начале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.
Голова в положении допустимой надменности. Подбородок чуть выше линии горизонта. Если подбородок будет слишком задран, от человека появится ощущение презрительности. Если подбородок ниже линии горизонта, будет взгляд «исподлобья».
Глаза устремлены на публику. Уголки губ чуть приподняты. На лице «улыбка Джоконды» - готовность к улыбке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое.
Это главные правила основной стойки оратора. Это базовая, основная, доминирующая стойка.

У данной стойки два полезных свойства. Во-первых, она формирует у публики нужное первое впечатление от оратора. И, во-вторых, если вы постоите в этой стойке , то почувствуете прилив уверенности. Основная стойка создает нужное внутреннее состояние достоинства и силы.
Носки врозь на 30-35 градусов. Если носки будут развернуты более широко, то получится поза «Чарли Чаплина». Если носки будут смотреть внутрь, то это будет выглядеть глупо.
Колени должны быть прямые и расслаблены.

Не утомляйте аудиторию

Чтобы не утомлять зрителей и давать возможность самому немного отдохнуть, лучше время от времени прохаживаться по сцене и менять местоположение.
Частота ваших перемещений будет зависеть от того, сколько длится выступление. Например, если презентация не более пяти минут, то спикер может оставаться на месте. Если длительность 7-15 минут, то лучше один-два раза переместиться. А во время выступлений, продолжительность которых — от 20 минут, сменить локацию уже можно 3-5 раз.
Большое значение имеет размер аудитории. В большом зале очень важно следить за походкой и перемещениями. Темп шага должен быть активным (не медленным и не быстрым) и хорошо гармонировать с темпом речи. А в маленьких помещениях можно просто переступать с ноги на ногу - делать это нужно максимально уверенно.

Жестикуляция

Никакая поза не обеспечит удержание внимания аудитории. Поэтому во время выступления нужно двигаться и акцентировать жестами важные моменты. Движения должны быть раскованными и свободными.

Следите за тем, чтобы все ваши жесты раскрывались полностью: если вы повели рукой вправо, она должна распрямиться во всех суставах, вплоть до каждого пальца.

Излишняя моторика – тоже признак зажима. Резкие и неуместные движения и блуждающий взгляд, бледность и прерывистое дыхание выдают ваше волнение и неуверенность.

Следует избегать перекрещивания ног и рук, поскольку это закрытые жесты. В то же время, открытые руки говорят о том, что человек открыт для общения и новых идей.
Чтобы отсечь нефункциональную жестикуляцию, вам понадобится большое зеркало и пара книг весом около 2 кг. Встаньте перед зеркалом, в каждую руку возьмите по книжке и произнесите заготовленную речь. Время от времени вы будете делать жесты то одной, то другой рукой. Эта жестикуляция — функциональная. Остальные жесты отпадут сами собой.
Старайтесь держать кисти не ниже локтей. Если кисти опущены ниже локтей, это выражает уныние и формирует у аудитории соответствующее отношение.
Распространенные жесты оратора
Правая рука, показывающая на экран с изображениями
Кивание головой (согласие)
Прямая ладонь, направленная к залу
Процесс произнесения речи - сложный, потому что речь связана ещё с мышлением, памятью, эмоциональным регулированием, которое контролирует интонации, темп и громкость голоса. Словесно передаваемая информация неразрывно связана с мимикой и жестами.

Жестикуляция руками — это неотъемлемый процесс выражения своих мыслей и эмоций. Жестикуляция делает работу мозга эффективнее. Жестикулируя, оратор помогает себе мыслить в процессе публичного выступления. Также жестикуляция усиливает энергетику оратора. Тот, кто вышел выступать перед аудиторией, транслирует не только информацию, свои мысли и чувства, но и энергию. Если вы увлечены темой и выступаете эмоционально, то, скорее всего, у вас есть потребность дополнить свой рассказ жестами.
Жестами являются любые телодвижения головы, плеч, рук, бедер и ног с целью подчеркнуть смысл слов или даже заменить ими слова.
Например, люди кивают и покачивают головой, чтобы дать положительный или отрицательный ответ, делают лёгкие поклоны в ответ на похвалу или комплимент.

классификация жестов

МИМИКА

....

Место оратора на сцене

Оратор должен быть хорошо виден из любой точки зала. Для этого лучше всего подходит центр сцены.

Если выступающий стоит сбоку, то возникает иллюзия маленького и неуверенного человечка.
Помните: оратор достоин главного места - в центре!
Стоя в центре сцены, надо вытянуть руки так, чтобы, охватывая аудиторию, они составляли угол 90 градусов. Если угол охвата больше 90 градусов, то оратор не сможет держать контакт глазами со слушателями, сидящими в боковых рядах, а для первых рядов создастся напряженная атмосфера.

Если отойти слишком далеко от края сцены, когда угол охвата будет составлять 45 градусов, то расстояние для выступления будет слишком неудобное.
1
Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной

Типичные ошибки неопытных ораторов

Создается впечатление, что руки выступающего связаны или он что-то прячет. Жестикуляции нет, появляется атмосфера замкнутости. Если зритель не видит рук, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.
2
Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди (Наполеон)
Такое положение оратора будет подсознательно восприниматься как демонстрация превосходства.
3
Руки оратора скрещены спереди ниже пояса: «поза футболиста»
Оратор воспринимается скованным, закрытым. Появляется ассоциация, что он там что-то защищает. Интересно, что?
4
Руки в карманах
Руки в карманах воспринимаются вульгарно, особенно если они в карманах брюк. Суетливые руки в карманах заметны более спокойных! Тем более никогда не играйте во время выступления с ключами, брелоками и другими предметами, ведь любое движение притягивает взгляд публики.
По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения: тетрадки, шпаргалки, записи на листах, ручки и маркеры. Все предметы в руках визуально усиливают впечатление дрожащих рук.
Исключение: если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись то положите подсказки на стул, стол, трибуну.
5
Ноги скрещены
Если ноги переплетены между собой, то это транслирует неустойчивость и неуверенность.
6
Приведение себя в порядок на ходу
Поправлять свою одежду, прическу, макияж и другие подобные действия необходимо только там, где вас не видит зритель. Но если уже вошел в зал, а тем более находится на сцене, такие действия запрещены!
7
Коммуникация при выходе на сцену
Выход на сцену должен быть спокойным и уверенным. Не нужно махать рукой публике, улыбаться во все 32 зуба, пытаться что-то сказать своим знакомым. Часто такое поведение расценивается многими слушателями как дешевый способ понравиться и завоевать доверие.
Это проект, направленный на развитие в вас уверенности, повышение вашей самооценки, формирование навыков лидерской позиции, а также помощь в преодолении страхов и неуверенности.
Спб, Кузнечный переулок, д 6
Форма регистрации