Метасообщения: как рассказать больше или песня без слов

Метасообщение как инструмент ораторского мастерства
Каждый из нас хочет понимать других людей и быть услышанным. Но почему-то не всегда получается так, как мы хотим - можно написать идеальную речь для выступления и всё равно под конец остаться в полупустом зале.
ораторское искусство
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с фразами:
«Я имел в виду не это!", "Ты видел, как он посмотрел на неё?»,
«Мне этот тип сразу не понравился!».

И не всегда подобное сопровождается логичным объяснением.

Так в чем же дело? В интуиции? В маниакальной подозрительности? В настроении?
ораторское искусство
Предлагаем вместе разобраться на тренинге, посвящённом метасообщениям.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни
сталкивался с фразами:

«Я имел в виду не это!", "Ты видел, как он посмотрел на неё?»,

«Мне этот тип сразу не понравился!».

И не всегда подобное сопровождается логичным объяснением.

Так в чем же дело? В интуиции? В маниакальной подозрительности? В настроении?
Каждый из нас хотя бы раз в жизни
сталкивался с фразами:

«Я имел в виду не это!»,

«Ты видел, как он посмотрел на неё?»,

«Мне этот тип сразу не понравился!».

И не всегда подобное сопровождается логичным объяснением.

Так в чем же дело? В интуиции?
В маниакальной подозрительности?
В настроении?

Что такое метасообщения?

Ещё до того, как стоящий перед нами человек скажет первое слово, мы можем почувствовать его доброжелательный посыл или, наоборот, необъяснимое напряжение и даже пассивную агрессию. Первое впечатление может быть настолько сильным, что никакие аргументы и красочные обороты не конкуренты ему.
Метасообщения - это наполнение сообщения невербальными сигналами, несущими дополнительную информацию.

Простыми словами - важно не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем.

Яркий пример метасообщений - мимика. Выражение лица может многое рассказать о вашем собеседнике и его отношению к вам, к теме разговора или даже самому себе.
Жесты также имеют большое значение в невербальном общении. Часто мы используем их неосознанно - например, жесты-паразиты в виде потирания носа, теребления рукавов у пинжака или бессмысленного поправления очков. Все это говорит о неуверенности говорящего или о его «полёте в облаках», всё зависит от контекста.
А вы следите за своей мимикой?
Голос - его громкость, скорость, тембр, интонация, дыхание - не менее важны, чем содержание нашей речи. Распростарнённые грабли, на которые ежедневно наступают миллионы людей, - ускорение речи, переходящее в тараторство, повышение до визгливости или такое же неестественное понижение тембра, чуть слышное бубнение себе под нос или вообще «каша во рту». Всё это зарубит любой доклад, даже если вы сопроводите его визуализацией на высшем уровне!

Разговор
ПО ДУШАМ

От пустых и нелепых жестов нужно избавляться. Жестикуляция - это важный ораторский инструмент!
А вам нравится, как звучит ваш голос?
На протяжении разговора наше отношение к собеседнику или предмету обсуждения может ни один раз поменяться. Это связано с тем, что слова - малая часть от того, какую информацию мы обрабатываем во время взаимодействия с людьми.

Зачем оратору метасообщения?

Как только аудитория увидит выступающего, она получит первые впечатления и личные признания:

«Вау, сейчас будет что-то увлекательное!» или «Ну, вот... засыпаем через 3-2-1... Зануда под прицелом!».
Кто-то выплывает, как лебедь белая, а кто-то выкатывается сутулой собакой. Один вещает, как президент, а другой - горбун из Нотр-Дама и всё на этом. Положение тела оратора - его осанка, походка, каждая принимаемая поза - всё это притягивает или отталкивает наблюдающего. И если научиться держать спину ровно и шагать уверенно ещё реально, то управлять покраснением кожи лица или сдержать выступление пота - невозможно. Оратор должен знать особенности своего тела и ни в коем случае не игнорировать его сигналы. То, что вы ощущаете, транслируется на публику!
Произнеся множество раз свою речь со всеми голосовыми взлётами и падениями, заранее найдя ответ на сакральный вопрос: "Куда девать руки?", оттачивание ораторского мастерства не заканчивается.
Есть ещё один момент, заслуживающий отдельного внимания. Речь идёт о зрительном контакте. Обычно мы отслеживаем его в разговоре тет-а-тет, потому что нельзя не заметить непрерывный взгляд или его постоянное отведение в сторону. Какое значение мы придаём этому? Опираемся на внутренние ощущения или имеющиеся знания человеческой психологии?

Необходимо построить мостик - эмоциональную связь - между нами и слушателем. Но делать это нужно правильно - разбейте аудиторию на сектора и с каждым установите прямой зрительный контакт. Пусть он будет непродолжительным, зато этот знак защитит вас от клейма «рассказчика, рассказывающего самому себе».
Независимо от того, волнует ли нас тема взгляда в повседневности, одно из первых, что мы должны сделать на сцене, - это установить с публикой зрительный контакт.
План поведения на сцене должен включать в себя подготовку к неожиданным или нежелательным ситуациям. Даже если вас смутили, вы взволнованы или раздражены, ваше сообщение и метасообщение не должны противоречить друг другу. Такое явление называется "неконгруэнтностью" и мгновенно подрывает доверие к оратору.
ораторское искусство
Если вы начинающий оратор и никогда не задумывались о метасообщениях, то вышеизложенное может восприниматься в следующем ключе: «Это нужно для того, чтобы обмануть публику!» или «Вот такие способы существуют, чтобы скрывать истинные проявления себя». Не переживайте, это не так.

В большинстве случаев ораторы не хотят никого обмануть, но и не спешат открыто заявлять, что они белые и пушистые. Каждый человек - оратор - и ему важно быть услышанным и понятым правильно, как уже говорилось вначале.
ораторское искусство
ораторское искусство

Метасообщения нужны,
чтобы лучше донести свою мысль!

Всё дело в том, что не существует «правильной» расшифровки метасообщений. Каждый человек индивидуален и по-своему воздействует на окружающих. Поэтому, разбирая вопросы невербального общения, недостаточно одиночной работы. Вы можете часами проводить время у зеркала или анализировать видео со своим участием, а лучший способ - тренировка в группе, когда тут же можно получить обратную связь. Смотря на себя со стороны, вы работаете с собственным впечатлением без возможности узнать, что за вашей речью прослеживают другие люди.

ПРИГЛАШАЕМ НА КУРС
ПО ОРАТОРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

Где мы вместе с вами разберём тему метасообщений

ораторское искусство
ораторское искусство
ораторское искусство
ораторское искусство
ораторское искусство
ораторское искусство
ораторское искусство
ораторское искусство
ораторское искусство

Метасоообщения можно выразить прямой речью и условно разделить на три группы:

Подробнее о метакоммуникации

Во время общения происходит не просто передача информации - участники могут изменяться в поведении. То есть метакоммуникация определяет отношения.
Метасообщение о себе: настроение, самочувствие, отношение оратора к самому себе.
- Я очень интересный человек!
- Я уверен в себе!
- Я недоволен!
- Я полон сил!
- Мне скучно
- Я стесняюсь
- Я волнуюсь
- Я устал
- Мне все пофигу
Метасообщение об аудитории: отношение оратора к аудитории.
- Я рад вас видеть!
- Я вас люблю!
- Я уверен в вас! Вы справитесь!
- Вы мне не нравитесь!
- Я вас презираю!
- Я круче вас!
Метасообщение о том, чего рядом нет: о теме разговора, конкретном примере или человеке.
- Удивительно! Чудо! У нас чу-до!
- Это важная информация
- Это классная тема!
- Это скучно
- Это сложно для понимания
- Это не стоит вашего внимания
Оратор должен хорошо владеть всеми тремя видами метасообщений. Это позволит ему управлять атмосферой в зале и повысит шанс получить положительный отклик от аудитории. В противном случае, можно потерять интерес слушателя или даже заложить ему негативный образ о предмете доклада или о выступающем. Метасообщения не такие простые, как кажутся на первый взгляд.
"Я хочу показать, что уверен в себе, но очень стесняюсь",
"Я пытаюсь быть обаятельным, но вы мне неприятны",
"Я пытаюсь быть заинтересованным, но эта тема скучная"
"Меня нет"?

Например, вспомните, сталкивались ли вы с метасообщениями, которые можно описать так:

Каждый человек постоянно транслирует в окружающее пространство большое количество информации. Это происходит непрерывно, даже если мы пассивны.

А вы замечали, что...

Джин Уайлдер в фильме «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», 1971
"Я хочу показать, что уверен в себе, но очень стесняюсь",

"Я пытаюсь быть обаятельным, но вы мне неприятны",

"Я пытаюсь быть заинтересованным, но эта тема скучная"

"Меня нет"?

ТРЕНИРОВКА МЕТАСООБЩЕНИЙ

Большинство из нас одинаково покажут абстрактные радость и грусть, симпатию или гнев. Но в жизни мы, скорее всего, поведём себя иначе и даже не вспомним, каким образом транслировали эмоции во время подобных упражнений.

Тренировка метасообщений более эффективна, если использовать актёрские задания. Представьте, что попали в определённую ситуацию. Как бы вы рассказали об этом без слов?
Интернет-журнал «Новости в фотографиях» рассказывает о фотографе Говарде Шаце, который запечатлел известных актёров в различных драматических сценах. Вот некоторые примеры:

Лучше один раз увидеть, чем...

Майкл Империоли:

«1. Вы пришли в магазин возвращать неработающий ноутбук, но продавец вместо того, чтобы взять и обменять, говорит — запишитесь на курсы компьютерной грамотности. В бешенстве вы кричите ему: да не нужно быть компьютерно-грамотным, чтобы понять — эта херня просто сломалась!

2. Вы иракский отец, ваш сын случайно лопнул свой футбольный мяч и на хлопок сбежались американские солдаты. Они наставили на него автоматы. Вы кричите — не стреляйте, это всего лишь ребенок!

3. Вы врезались в зад ехавшей впереди машины. Вылезший водила начал на вас орать и грозить всеми карами небесными, хотя вы, ну, в лучшем случае, чуть-чуть поцарапали его бампер. Вы пытаетесь успокоить этого истерика: поспокойнее, друг, не горячись».
Джейн Краковски:

«1. Вы финалистка программы «Главная супермодель Америки». Вы слышите, как ведущая говорит вашей сопернице, что она должна покинуть шоу и вы внутренне готовитесь «искренне» обнять ее на прощанье.

2. Вы стэнд-ап комик, выступающий в ночном клубе в Торонто. В зале сидят талант-скаут из HBO и Saturday Night Live, а вы понимаете, что ваши шутки про цыплят-лесбиянок их совершенно не веселят.

3. Ну вам, типа, 15 лет и вы, типа, влюблены в одного ооооочень миленького пусечку 17-летнего и даже несмотря на то, что он с вами раньше максимум здоровался в коридоре, он только что вам прислал смску: а ты типа не против со мной типа на выпускной вместе пойти? на выпускной!!!».
Грег Киннир:

«1. Вы полицейский-новобранец. Ваш сержант только что сказал вам, что подозреваемый, которого вы застрелили, держал в руках мобильный, а не пистолет.

2. Вы школьник, подглядывающий с помощью телескопа за жильцами в соседнем доме. Вы только что углядели вашего учителя математики в постели с классной руководительницей.

3. Вы кандидат в президенты на гигантском званом обеде в вашу честь. Вот уже который час улыбка не сходит с вашего лица, пока вы здороваетесь со всеми приглашенными.».

А это алексей

Какие метасообщения вы можете прочитать на этих фото?
◉ Вы опаздываете на самолёт. Во время проверки багажа вас просят распаковать чемодан, потому что... художественная пастель вашего ребёнка похожа на патроны.

◉ После первого рабочего дня на новом месте вы возвращаетесь домой. И вот вы уже у порога квартиры, как ключ застрял! Вы настойчиво пытаетесь открыть дверь и в это время слушаете увлекательный рассказ от соседа-шизоида, который накануне зафиксировал паранормальную активность в вашем подъезде.

◉ Вас попросили недельку понянчиться с котом вашей тётушки. В один прекрасный день внезапно нагрянули: газовики, старые знакомые бывших владельцев квартиры, ваш лучший друг в студенческие времена и... Вы упустили момент, когда Сильвестр пропал! Вы перетрясли все пододеяльники и сняли шторы, осмотрели шкафы... О нет! Неужели он выбежал на лестничную клетку и скрылся в подвалах?

◉ Вы брутальный байкер, который купил на заправке шоколадный батончик и обнаружил в нём золотой билет на кондитерскую фабрику Вилли Вонки!

◉ Вы Вилли Вонка, который только что узнал, что все золотые билеты достались брутальным байкерам!

ПРЕДСТАВЬТЕ, что...

К каким метасообщениям мы привыкли?

Список часто встречающихся метасообщений:

- Обратите на меня внимание
- У меня есть важное сообщение
- У меня есть тайна...
- Я счастлив!
- Я? Да никогда в жизни!
- Я растерян
- Ну, чего тебе?
- Вы мне надоели!
- Ужас!
- Мне некомфортно
- Мне страшно
- Нет, постойте!
- Вот те на!
- Хочу спать
- Я не понимаю
- Я главный
- Командовать парадом буду я!
- Я согласен с вами
- Пожалейте меня
- Вы меня смущаете
- Ты мне нравишься
- Я весь во внимании
Роберт Дауни в фильме «Мстители», 2020
Майоров Алексей Алексеевич
Не передаем данные третьим лицам

А КАКИЕ МЕТАСООБЩЕНИЯ ВЫ ЗАМЕТИЛИ У СЕБЯ?

Приходи на ближайший тематический тренинг и узнай, как видят тебя другие!
Это проект, направленный на развитие в вас уверенности, повышение вашей самооценки, формирование навыков лидерской позиции, а также помощь в преодолении страхов и неуверенности.
Спб, Кузнечный переулок, д 6
Форма регистрации