Приведем несколько базовых принципов материальной мотивации, которые мы используем при построении отдела продаж.
Автоматизация бизнес-процесса продаж (внедрение CRM)
Кадровая политика и ввод в должность новых сотрудников
Этапы построения отдела продаж под ключ
Благодаря этим регламентам менеджеры будут четко понимать, какие задачи перед ними стоят и кто несет ответственность за их выполнение.
Регламент работы сотрудников (обязанностей) с описание дневных, недельных и месячных ритуалов.
Регламент работы сотрудников в CRM системе, если она имеется или компания планирует её внедрять.
Формируются регламенты опираясь на ранее построенную воронку продаж и практический опыт работы. Поэтому на старте для эффективной работы отдела продаж необходимо всего 2 основных регламента:
В классическом представлении, отдел продаж под ключ включает в себя 8 главных элементов:
Принцип «прозрачности». Система выплат заработной платы любого специалиста отдела продаж, должна быть максимально понятной и практичной.
Принцип «за что отвечаю, за то получаю». Это важно всегда помнить собственникам и не переплачивать своим сотрудникам. Платите вознаграждения за результаты, а не за былые заслуги.
Принцип «в 3 раза больше». Тот, кто выполняет план или KPI, получает в 3 раза больше того, кто не выполняет.
Принцип Дарвина. Те, кто выполняют план, получают зарплату выше средней по рынку, кто не выполняет – ниже средней.
На данном этапе реализуется вся возможная автоматизация на каждом этапе воронки продаж, чтобы минимизировать рутинные задачи менеджеров по продажам.
Структура отдела продаж может быть простой, состоящей из главного менеджера и нескольких менеджеров по продажам, или состоять из нескольких подразделений, таких как отдел обслуживания клиентов и отдел продаж.
В многоуровневой структуре помимо руководителя могут быть и заместители руководителя, отвечающие за каждое подразделение.
Этап 1. Оцифровка бизнес-процессов продаж в компании и создание конверсионной воронки продаж на базе полученной информации.
Этап 2. Прописание регламентов работы отдела продаж.
Составление плана продаж — это не только определение целевой суммы, к которой не обходимо придти, но также определение пути, которым эта цель может быть достигнута. При этом учитываются финансовые модели, бюджеты, а также ожидаемая прибыль. Ресурсы, которые будут использованы для достижения цели, такие как вложения в маркетинг и продвижение, а также вложения в развитие отдела продаж, также учитываются.
Перед составлением плана мы делим цель на части и формируем минимальную финансовую модель, которая предоставляет инструмент для достижения цели с формулами для расчета требуемых действий отдела продаж, количества заявок, конверсий и т. д
Этап 3. Прописание плана продаж компании.
В 90% проектов, мы устанавливаем систему мотивации, которая состоит из трех основных элементов: твердый оклад, мягкий оклад и бонусы. Мы также разрабатываем автоматизированную таблицу, которая содержит ключевые показатели эффективности работы менеджера.
Это позволяет сотрудникам в режиме реального времени рассчитывать свою зарплату в текущем месяце и видеть, какие показатели необходимо улучшить.
Такая система мотивации будет полезна не только для руководства компании, но и для менеджеров, так как они смогут самостоятельно контролировать свою зарплату и понимать, что нужно сделать, чтобы она росла.
Этап 4. Формирование системы мотивации.
Любая продажа – это общение с клиентом. Поэтому построение отдела продаж невозможно без прописания скриптов продаж и обучения менеджеров работе по ним.
Скрипты продаж наша компания прописывает для каждого этапа воронки продаж. Чаще всего это 3 основных этапа:
Этап 5. Прописание скриптов продаж.
Первичный контакт с потенциальным клиентом и доведение его до основного этапа воронки.
2. Проведение презентации продукта на основном этапе и ответ на вопросы клиента.
3. Отработка возражений и закрытие сделки в финале.
Невозможно возложить ответственность за преобразование потенциальных клиентов в продажи на менеджеров, если они не прошли обучение продажам. Продукт каждой компании уникален, поэтому новые сотрудники должны пройти обучение, чтобы стать менеджерами по продажам. Это обучение обычно длится 2-3 недели и включает в себя:
Этап 6. Обучение менеджеров продажам.
Понимание своих должностных обязанностей
Изучение продукта компании
Регламенты работы менеджеров
Знакомство с инструментами продаж
Знакомство с системой работы компании
Система мотивации сотрудников