СКЛИКИВАНИЕ В ЯНДЕКС.ДИРЕКТЕ

Скликиванием может заниматься реальный человек или специальное программное обеспечение. И если человек, кликая по одному и тому же объявлению, может быть игнорирован системой, то роботы умеют обходить препятствия, например, постоянно меняя ip-адреса.

Такой вид мошенничества, как скликивание ещё называют «кликфродом».

Что такое скликивание?

Скликивание – это клики по рекламе в Интернете без их желаемого рекламодателем смысла. То есть ошибочные или из недоброго умысла конкурентов, клики людей, которые не станут вашими клиентами.

У рекламных систем есть автоматические фильтры, распознающие скликивание. Но, если бы не было способов их обхода, то и не было бы кликфрода.

Причины скликивания в Яндекс.Директ

Конкуренты

Конкуренты могут пытаться снизить эффективность вашей рекламы разными способами, один из которых – попытка слить ваш бюджет скликиванием.
Вебмастера

Вебмастера, которые зарабатывают на количестве кликов и продают рекламные места для РСЯ на своих сайтах, могут хитрить скликиванием, чтобы получить больше партнерских денег от Яндекса.

Обычные пользователи

Ошибочные клики обычных пользователей, которые случайно нажали на рекламу. Или клики людей, не заинтересованных объектом рекламы, «мимо проходящих».
Спектр ВЕБ

Частые схемы кликфрода

Фермы кликов

На кликфрод-фермах происходит ручное скликивание группой низкооплачиваемых сотрудников. Они не только кликают по объявлениям, но могут находиться на сайтах определенное время, регистрироваться и т.п.

Фермы кликов организуются для накручивания лайков и подписчиков в соц. сетях, а еще для увеличения заработка с чужих баннеров (купленные места) на своих сайтах.

Фермы кликов с легкостью обходят фильтры рекламных систем, потому что поведение "скликольщиков" ничем не отличается от поведения обычного пользователя.
Скликивание ботами

Боты представляют собой специальные программы или скрипты, которые нужны для автоматического скликивания. Они имитируют поведение человека в Интернете. При помощи ботов можно слить бюджет конкурента иногда всего за несколько часов.

Опять же, ботами часто пользуются владельцы сайтов с чужой размещаемой рекламой.
Хитрые конкуренты

Конкуренты могут пытаться слить бюджет оппонента, чтобы выиграть место в поисковой выдаче.

Предположим, объявление «хитрого рекламодателя» находится на втором месте в поисковой выдаче, а он хочет первое. Тогда он сливает бюджет оппонента - скликивает объявление на первом месте, используя VPN, чтобы сохранить анонимность.

Как выявить скликивание?

Большой процент возвращаемых средств. Яндекс. Директ возвращает деньги за клики, попавшие во внимание фильтра. В Директе «недействительные клики» можно посмотреть в отчетах «статистика по дням» и «общая статистика».

Признаки скликивания определяются в Яндекс.Метрике и выражаются в следующем:

Резкие изменения в кликах и показах. Если у вас есть объявление, переходы по которому были, к примеру, 100 человек в день, а потом случился всплеск до 2500 – причина обратить внимание.
Много заходов с одного ip.
Высокий уровень отказов. Значительное понижение конверсии при увеличении количества переходов.
Подозрительное поведение посетителей на сайте: быстрое покидание страницы, маленькая активность, повышенная ночная активность, резкие движения и др.
Подозрительное географическое положение гостей сайта

Если ваш товар/услуга привязаны, например, к Санкт-Петербургу, а гости приходят не из вашего и далеко не из соседних городов (а, может, и стран) – стоит обратить на это внимание.

Защита от скликивания в Яндекс.Директ

Способы борьбы со скликиванием

Спектр ВЕБ
Блокировка подозрительных ip-адресов, а также площадок размещения РСЯ, не вызывающих доверие. В черный список Яндекс.Директа могут попасть до 25 ip-адресов включительно. Этого, конечно, мало, но такая возможность есть.
Временная приостановка показа рекламы, на которую замечена клик-атака.
Временное отключение ключей, по которым происходит скликивание
Выявление общих черт у фрод-атакующих и выставление параметров показа, исключающих подозрительные группы. При работе клик-фрод механизмов замечаемы резкие всплески показателей – проанализируйте, от какой группы «левых пользователей» идут действия. Пол, возраст, устройство, местоположение, привязка ко времени, общие черты поведения на сайте. Сегмент можно создать в Яндекс.Аудитории.
Отключение показов «отказникам» в поиске
Использование специальных сервисов по защите от кликфрода
Спектр ВЕБ

Профилактика скликивания

Не бойтесь разбираться и отправлять жалобы на возврат бюджета в Директе.
Проанализируйте рынок и выявите возможных (а лучше самых что ни на есть реальных) конкурентов, которые могут «играть против вас». А ещё конкурент постарается не показывать свою рекламу на общие с вами темы, чтобы случайно не слить свой бюджет. А если и будет, то не по тем ключам, на которые настроены боты.
Сгруппируйте часто атакуемые объявления в одну рекламную кампанию, чтобы было проще ей управлять, анализировать и защищать.
Для простых ботов можно попробовать сделать ловушки. Например, кнопки, которые не будут видны простым пользователям (находящиеся вне экрана или малюсенькие), а программа будет на них нажимать и выделяться таким образом.
Спектр ВЕБ
Спектр ВЕБ

Программы от кликфрода (Яндекс.Директ)

Заключение

Скликивание (кликфрод) – один из видов мошенничества, с которым сталкиваются многие рекламодатели, в том числе и в системе Яндекс.Директ. Недобросовестные конкуренты могут за несколько часов «закликать» чужую рекламную кампанию, поэтому нужно всегда быть начеку, уметь выявлять проблему и знать разные способы защиты от таких нападений – собственноручные или с помощью специальных сервисов. Избежать убытков от кликфрода на 100% вряд ли удастся, но при грамотном ведении рекламной кампании снизить риск «остаться ни с чем» вполне реально.